Топ, топ, топает малыш ...
3 месяца... Нам 3 месяца! 3 месяца внедрению в практику моей педагогической деятельности образовательной модели "1: 1", мне, как блогеру, и моему блогу!
Возраст достаточный для того, чтобы проанализировать первые умения, первые шаги в освоении нового, неизведанного.
"Ребенок незаметно, но очень быстро развивается, каждый день для него -
это огромное количество совершенно новой информации, это усвоение новых
знаний и умений"
Чему же научились мы за прошедшие три месяца и чему предстоит научиться? Итак...
Для начала необходимо ответить на основные вопросы, возникающие при сочетании слов "модель1:1".
Что же такое образовательная модель 1 ученик: 1 компьютер?
"Это - образовательная среда, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов." Б.Б. Ярмахов "1ученик: 1компьютер" образовательная модель мобильного обучения в школе.
Почему, зачем и именно сейчас?
Сегодня, в условиях внедрения ФГОС, особенно остро стоит вопрос о необходимости целенаправленного формирования у младших школьников универсальных учебных действий (УУД) - способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную
идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию
этого процесса.
К тому же внедрение модели «1ученик : 1компьютер» в учебный процесс — это одна
из самых актуальных на сегодняшний момент образовательных инноваций, обусловленная стремлением предоставить равные возможности по освоению качеств и умений XXI века.
А теперь к самому "малышу"...
"Топ, топ, топает малыш
С мамой по дорожке милый стриж..."
С мамой по дорожке милый стриж..."
Своего рода мамами в освоении модели 1:1 для меня стали Региональная Конференция «Образовательная галактика - Псковская область» с обучением на мастер-классе "Успешный урок в модели 1:1", курс "Мобильное обучение" Оксаны Геннадьевны Петровой и тренинг
«Образовательная среда 1
ученик:1 компьютер» Марины Александровны Ливенец.
Новая форма обучения, новые методы, средства, приёмы, способы, новое программное обеспечение - всё было новым.
С сентября по декабрь длилось обучение, но не только обучение, а процесс принятия или непринятия к себе, как педагогу, новой модели обучения.
Перечислять преимущества данной образовательной среды для ученика и учителя можно бесконечно долго, но в моей голове то и дело возникали вопросы: а смогу ли я? будут ли первые шаги уверенными и успешными? как полноценно организовать обучение при условии, что в моём классе количество детских нетбуков не будет соответствовать числу учеников?
Перечислять преимущества данной образовательной среды для ученика и учителя можно бесконечно долго, но в моей голове то и дело возникали вопросы: а смогу ли я? будут ли первые шаги уверенными и успешными? как полноценно организовать обучение при условии, что в моём классе количество детских нетбуков не будет соответствовать числу учеников?
Но, как сказал Крейг Барретт "Чудеса творят не компьютеры, а учителя!" Взяв данное высказывание за девиз, чувствуя под ногами твёрдую платформу в виде теоретической подготовки и первоначальных умений, приобретённых на тренинге, я начала свои первые шаги!
"Топ, топ, очень нелегки
В неизвестность первые шаги..."
Одним из условий соглашения ГУО Псковской области и корпорации Intel является фиксирование и обобщение этапов реализации проекта в области, поэтому совместно было принято решение о ведении апробантами блогов с описанием процесса внедрения модели в практику обучения.
Блог - ещё одна неизвестность! Но, надо, значит надо, - мышку в руки и на просторы Интернета. Здесь пришёл на помощь всем известный Google с сервисом создания блогов Blogger. Шаг за шагом, следуя инструкциям, на свет появился мой блог (который, кстати, вы сейчас и читаете). Первое сообщение, комментарии с пожеланиями удачи ещё больше воодушевили на работу.
Как оказалось, я стала первой, разместившей ссылку на свой блог в ветке форума по внедрению модели 1:1 в нашем регионе. Кому-то всегда приходится быть первым, но главное в том, что вслед за моим сообщением стали появляться посты коллег со ссылками на их блоги. Наше сетевое взаимодействие начало налаживаться, пусть не совсем активно, как я того ожидала, но всё же...
Как оказалось, я стала первой, разместившей ссылку на свой блог в ветке форума по внедрению модели 1:1 в нашем регионе. Кому-то всегда приходится быть первым, но главное в том, что вслед за моим сообщением стали появляться посты коллег со ссылками на их блоги. Наше сетевое взаимодействие начало налаживаться, пусть не совсем активно, как я того ожидала, но всё же...
Одновременно с блогостроением я начала первые шаги в работе по модели 1:1. Первый опыт применения на уроке русского языка описала в сообщении блога В начале было...
Затем последовали знакомство и работа в доменной почте sch76.pskovedu.ru, тестирование в виде Викторины на уроке литературного чтения с помощью сервиса Google Формы, работа по составлению схем в сервисе bubbl.us на уроке окружающего мира, совместная и индивидуальная работа в LearningApps.
То есть, говоря словами всё той же песенки,
"А в саду
дорожка так длинна,
Прямо к небу тянется она..."
- к активному эффективному использованию облачных сервисов, которые являются основой создания мобильной среды обучения.
Вот так шаг за шагом, из урока в урок, всё увереннее и увереннее расширялся диапазон включённости модели 1ученик:1компьютер в мою педагогическую деятельность.
Продолжала вести сетевой дневник, описывая и фиксируя в нём использование модели на конкретных уроках, на основе приходящего постепенно опыта, давала советы коллегам, пополняла страницы блога полезными материалами.
Продолжала вести сетевой дневник, описывая и фиксируя в нём использование модели на конкретных уроках, на основе приходящего постепенно опыта, давала советы коллегам, пополняла страницы блога полезными материалами.
Итак, можно сказать, что "малыш"-педагог после трёх месяцев методических и технических проб крепко встал на ножки, зашагал сам и повёл за собой других "малышей", подбадривая их (да и себя тоже), настраивая на успех, словно продолжая петь песенку:
"Топ, топ, скоро подрастешь,
Ножками своими ты пойдёшь.
Ножками своими ты пойдёшь.
Будет
нелегко, малыш, подчас
Начинать всё в жизни в первый раз"
За этот небольшой промежуток времени я смогла не только осмыслить положительные аспекты влияния электронной среды обучения, но и убедиться в их действенности на примере моих учеников.
Как же изменился за это время "малыш"-ученик?
"Топ, топ,
время не теряй,
До скамьи без мамы дошагай..."
До скамьи без мамы дошагай..."
Как мне кажется, именно в этих словах песни заключён смысл системно-деятельностного подхода - методологической основы стандартов общего образования нового поколения.
В начале внедрения модели 1:1 мои ученики имели начальный уровень владения навыками работы на компьютере. По прошествии трёх месяцев этот уровень существенно повысился: мы научились создавать совместные презентации. Сначала они были такими - с ошибками, не совсем эстетично оформленными. Но постепенно, привыкая работать по критериям, мы "оттачивали мастерство" и наши презентации стали качественно технически и содержательно лучше. Например, совместная презентация "Имена прилагательные в загадках", созданная в рамках урока-проекта, с критериями к оформлению и содержанию слайда, со ссылкой на таблицу для рефлексии.
На первых порах я очень переживала по поводу организации процесса обучения из-за недостаточного количества классмейтов (ноутбуков учащегося).
Как оказалось на практике, это большой плюс в формировании коммуникативных УУД. Ребята учились (и продолжают учиться) планировать сотрудничество, сообща находить необходимую информацию, обсуждать и использовать её в работе, преодолевать конфликтные ситуации (а они хоть и редко, но были).
За достаточно небольшой промежуток времени я смогла убедиться в том, что при работе по модели 1:1 формируются все группы универсальных учебных действий: мы планируем, прогнозируем, учимся формулировать проблемные вопросы, пытаемся находить наиболее эффективные способы решения проблемной задачи, сопоставляем полученный результат с прогнозируемым, учимся адекватной само- и взаимооценке.
А что уже говорить о мотивации! Когда ученик говорит: "Даже если на улице будет минус сорок, я всё равно пойду в школу!" - это ли не мотивация?!
К тому же достаточно посмотреть как "горят глаза" учеников, как они заинтересованно работают на уроке, чтобы понять, что все труды не напрасны (видео-фрагмент и фоторепортаж с уроков) и когда-нибудь, лет через 10, мои ученики достигнут своих больших результатов!
"И сумеешь,
может быть, пешком
Землю обойти кругом!"
Землю обойти кругом!"
Как видим, "малыш"-ученик тоже растёт, и всё более уверенно держится на своих ножках, хотя всё ещё под "маминым"-учительским руководством.
А дел впереди ещё много, а значит и шагов предстоит ещё сделать много: продолжить освоение нового программного обеспечения, находить эффективные методы и способы его использования в образовательном процессе, наблюдать и изучать эффект от их использования, и многие многие другие...
"Топ, топ,
очень нелегки
В неизвестность первые шаги..."
В неизвестность первые шаги..."
Удачи тебе, малыш!
Текст песни: Маграчёв Л.
Музыка: Пожлаков С.
Текст песни: Маграчёв Л.
Музыка: Пожлаков С.
Умничка!!!
ОтветитьУдалитьСтрашно было малышу встать на ножки в школе,
ОтветитьУдалитьНо открыть секрет спешу - не боится боле!
Он уверенно держась за руку Ирины
Может даже станцевать не хуже балерины!
Ирина Анатольевна! Вы рождены, чтоб сказку сделать былью....
ОтветитьУдалитьСказкой для нас было - внедрение "модели 1:1".Но, как, видим - чудеса случаются и ваш опыт работы по её внедрению, лучшее тому доказательство. Удачи Вам во всех начинаниях!
Спасибо, коллеги!
ОтветитьУдалитьМолодец!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наталья Николаевна!
Удалить